На минувшей неделе в Миноблисполкоме состоялась встреча с представителями торговых сетей по вопросу заключения договоров поставки плодово-овощной продукции от производитея в торговые сети без посредников. В ней приняли участие представители всех форм собственности.
Общие правила
Извечная проблема: производители сельхозпродукции и торговые сети не всегда могут договориться об общих правилах. Пока у каждой сети они свои – во- первых. Во-вторых, представители торговли считают, что основную работу должны выполнить производители. То есть, подготовить необходимые документы, привезти продукцию, позаботиться об упаковке.
Для производителей же лучше всего, когда основные функции берет на себя торговля: готовит необходимые документы и забирает продукцию прямо на месте.
Еще одна характерная проблема: приоритет импортной продукции перед отечественной. Когда, например, польские яблоки представлены в широком ассортименте и дешевы, а белорусские – только один сорт и дороже.
Участник совещания, руководитель КХ «Пакуша И.А.» Игорь Пакуш из считает, что возможность находить общий язык безусловно есть. У многих фермерских хозяйств получается эффективная совместная работа с торговыми центрами «Корона», «Соседи», «Гиппо»… В то же время, самые большие трудности в работе с «Еврооптом».
В процессе встречи ответственным лицам поручено в течение ноября отрегулировать отношения, решить проблемные вопросы.
Запреты могут быть?
Но, по словам участников совещания, их волнует еще один вопрос. При обсуждении не остро, но все же время от времени звучал мотив возможной нехватки овощной продукции на белорусском рынке. И, следовательно, может возникнуть ситуация, когда госорганами будут применены запреты на вывоз картофеля, овощей за пределы Беларуси. Как это произошло с зерновыми, гречихой, гречневой крупой, луком-севком, луком репчатым и чесноком вне зависимости от страны их происхождения.
Не секрет, что многие производители уже не первый год работают с крупными российскими и европейскими фирмами. С ними заключены договоры и сложились прочные деловые отношения. Да, конечно, эти договоры предусматривают обстоятельства форс-мажора. То есть, непредвиденные и непреодолимые обстоятельства. Но в любом случае, запрет на вывоз того или иного вида продукции может очень серьезно повлиять на экономику многих производителей.
Собственное мнение по поводу запретов у руководителя КФХ «Весново» Михаила Хивренко. Он вполне резонно считает, что вывозить продукцию производитель начинает, когда нет рынка в своей стране. А когда нет рынка, нужно не запрещать вывозить, а помогать. Поскольку распоряжаться своей продукцией имеет право и должен тот, кто ее производит.
Узаконенный экспорт
Своим мнением по этому поводу делится председатель Совета БООФ, руководитель КФХ «Родник» Юрий Семенов.
Он констатирует, что Все страны мира борются за экспорт. Экспорт – это инвестиции, новые рынки сбыта, новые возможности. Обеспокоенность производителей сельхозпродукции по поводу возможных запретов понятна и закономерна. Ведь стоит только однажды не выполнить свои договорные обязательства по поставке продукции и можно навсегда потерять рынки сбыта. Эту нишу займут другие поставщики, более надежные.
Вот характерный пример. Зимой 2000 – 2001 годов Беларусь, в связи с предполагаемым дефицитом картофеля на внутреннем рынке, запретила вывоз этого продукта за пределы страны. Тогда Россия открыла доступ картофеля из европейских стран на российский рынок. В итоге, я это знаю достоверно, в Мурманске, где даже летом цена на картофель редко снижалась ниже 50 центов США, зимой 2000 – 2001 годов картофель стоил 8 центов США за 1 кг. Да, это был европейский демпинг. Западноевропейские страны субсидировали своих сельхозпроизводителей, таким образом вытесняя нас с нашего традиционного российского рынка.
Ситуация изменилась после введения европейских санкций против России. Мы стали снова вхожи на рынки наших восточных соседей.
Если мы сейчас повторим ошибку 2000 года, то россияне закупят продукцию в Египте, Израиле и других «несанкционных» странах… Мы рискуем снова «наступить на те же грабли».
Получается, что мы сами готовы ввести санкции против своего производителя. Что это, как не мазохизм?!
Неурожай картофеля и овощей в этом году – явление временное, а рынки сбыта мы можем потерять навсегда или, во всяком случае, надолго. Не надо забывать, что санкционная война — это тоже не навсегда. Рано или поздно откроются европейские поставки на белорусский и российские рынки. Что будем делать тогда?! Или тогда белорусские картофель, овощи и фрукты будут не нужны?!
В феврале 2016 года я представлял Белорусское общественное объединение фермеров на съезде фермеров Казахстана в Астане.
В ходе работы форума, переработчики масличных культур (2015 год был неурожайным по рапсу и подсолнечнику) предложили ограничить экспорт рапса и подсолнечника за пределы Казахстана. Услышав это предложение, министр сельского хозяйства Казахстана буквально взорвался:
— Вы что сума сошли?! Стоит нам только на время уйти с рынка, как наше место сразу же займут другие. Для нас в этой ситуации разумнее пусть даже по более высокой цене закупить данный товар за границей, но выполнить в полном объеме договорные обязательства. Экспорт надо расширять, а не сокращать…
Что ещё хочется добавить… Основные деньги не у производителя сельскохозяйственной продукции, а у того, кто торгует результатами труда крестьянина. Разумно, на мой взгляд, было бы представителям сетевой торговли построить пункты долгосрочного хранения, доработки и переработки картофеля, овощей, фруктов. Разумно было бы, так же, авансировать производителя в процессе производства продукции. Тогда можно было бы законно рассчитывать на гарантированную поставку картофеля, овощей, фруктов, ягод, грибов и пряно-ароматических культур – прямо от производителя. Дорога должна быть с двусторонним движением. А запреты приведут лишь, в конечном итоге, к снижению производства.
Анатолий ГУЛЯЕВ.