Домой Новости В стране Экспорт в зеркале диверсификации

Экспорт в зеркале диверсификации

80
0

К декабрю 2019-го объем экспорта сельхозпродукции в Китай может вырасти до 90 миллионов долларов. В прошлом, напомним, эта цифра установилась на отметке 82,5 миллиона. К положительным прогнозам располагает растущая динамика поставок: уже отправлено продуктов на 15,3 миллиона долларов, что в 2,7 раза выше, чем в 2018-м. Если оценивать ситуацию в целом, в первом квартале экспортировано сельхозпродукции на сумму 1,3 миллиарда долларов, что на 3 процента больше уровня прошлого года. 

Уже можно говорить о том, что сложились все предпосылки для того, чтобы базовое задание (обеспечить рост в 8,6 процента к уровню 2017-го и выйти по объему экспорта на сумму 5,6 миллиарда долларов) было выполнено. А при хорошей конъюнктуре рынка и высоких объемах производства и вовсе удастся вплотную подобраться к 6 миллиардам.

К слову, сейчас благоприятно складывается ситуация для молочной продукции. Объемы поставок на экспорт увеличились на 84 тысячи тонн — общий объем в натуральном выражении превысил миллион тонн, сумма экспорта составила 535,5 миллиона долларов.

Если молоко уже принято считать драйвером роста экспортных поставок, то, к сожалению, этого не скажешь о мясе. Большой ложкой дегтя стали ограничения, введенные Россельхознадзором. Напомним, ведомство ранее ввело временный запрет на ввоз говядины на кости из стран, не имеющих официального статуса Международного эпизоотического бюро по губкообразной энцефалопатии. К сожалению, нововведение затронуло и интересы белорусских производителей. В результате поставки хоть и не приостановились — мяса и мясопродуктов экспортировано на 215 миллионов долларов, но сократился их объем, который пока что не дотягивает до уровня прошлого года. 

Поэтому приходится придерживаться диверсификации: за три месяца поставили продукцию в 72 страны мира. Рост наблюдался по каждому из рынков и в среднем достиг 38 процентов. Если брать страны СНГ без учета Российской Федерации, поставки выросли на 14 процентов, на 13 — в странах Азии и Океании. Вдвое выросли продажи на Африканский континент. Есть серьезные подвижки и в Евросоюзе: экспорт увеличился на 72 процента, хотя рынки стран ЕС по-прежнему считаются сложными и непростыми для вхождения белорусской сельхозпродукции. 

А лидером остается Россия. Даже несмотря на то что к уровню прошлого года поставки снизились на 3 процентных пункта, за ней остается 80 процентов. На втором месте, если брать постсоветское пространство и страны СНГ, — Казахстан, куда уехала продукция на 60 миллионов долларов, на третьем — Украина, 33 миллиона.

Весьма интересно развивается ситуация на китайском рынке. В прошлом году основную долю занимали поставки не мяса, а молочной продукции. Но по итогам первого квартала эта разница практически нивелировалась: молока продали в денежном выражении на 5,6 миллиона долларов, мяса — на 4,5 миллиона. Из них 3,6 миллиона выручено за мясо птицы, остальное принесла говядина. Перспективы очевидны, если вспомнить, что белорусская птица долетела до китайских прилавков гораздо позже остальных продуктов. Что касается молочки, большим спросом пользуется наше сухое обезжиренное и сухое цельное молоко, сыворотка сухая, цельномолочная продукция и мороженое. А вот сыр уезжает совсем небольшими партиями. Почему? Эксперты отмечают: это самый сложный элемент экспорта, так как для китайского рынка это новый продукт. Поэтому его продвижение и закрепление на прилавках происходит не так быстро, как хотелось бы. Как говорится, вкусы и привычки — дело времени. 

Источник