Домой Новости В стране Как строить сельхозпроизводство при проблемах на внешнем рынке?

Как строить сельхозпроизводство при проблемах на внешнем рынке?

58
0

Сколько мяса и молока нам надо

Недавно при рассмотрении кадровых вопросов в отношении руководителей местных исполнительных и распорядительных органов Президент поделился своими размышлениями по поводу производства сельхозпродукции. В связи с трудностями сбыта на традиционных рынках, особенно в России, когда под надуманными предлогами этот процесс всячески тормозится, возможно, сельхозпроизводителям в Беларуси не стоит форсировать увеличение объемов производства мяса и молока. Надо искать что-то новое, чтобы заниматься импортозамещением. Мы еще сотни миллионов долларов тратим на покупку по импорту, особенно овощей, фруктов. Надо у себя это производить. Искать новые культуры, чтобы получить деньги.

Нужна экономическая эффективность, а не просто мясо и молоко, подчеркнул Глава государства.

По Госпрограмме развития аграрного бизнеса на 2016—2020 годы производство молока в стране должно достичь 9 миллионов тонн, мяса — 1,8 миллиона. В прошлом году молока было чуть больше 7 миллионов. Конечно, хорошо бы прибавить до запланированной цифры, нарастить переработку и все это отправить на экспорт. Но, как видим, не все складывается так, как хочется. По итогам прошлого года балансы с Россией по молоку не выполнены по общеизвестным причинам. Недопоставка составила 617 тысяч тонн. В первом квартале 2019-го ситуация повторяется: минус 162 тысячи. Да, мы занимаемся диверсификацией экспорта. Но следует иметь в виду, что в Россию продуктов питания поставляем на миллиарды долларов, а в другие страны только на десятки миллионов. Разница огромная. На Россию приходится 80 процентов экспорта белорусского АПК. 

Вывод? Планируя прибавку производства сельхозпродукции, надо обязательно учитывать, сможем ли на всю ее найти покупателей за рубежом.

Далее. Сегодня никому не нужно молоко и мясо любой ценой. Важно, сколько эта продукция приносит денег каждому хозяйству. В экономике есть универсальный показатель — рентабельность. Чтобы нормально существовать на молоке, она должна быть хотя бы 25 процентов. У передовых хозяйств достигает 50 и больше. Ну так они и получают от коровы 8—10 тонн в год. Но ведь есть у нас целый десяток районов, у которых нет и 2,5 тонны. При этом все прекрасно знают, что экономика хозяйств в значительной степени держится на молоке. Если переиначить старинную поговорку, то она может по отношению к сельскому хозяйству звучать так: скажи, сколько ты доишь, и я скажу, есть ли у тебя деньги.

От руководителей слабых хозяйств слышал не раз, мол, и хотели бы как-то улучшить экономику молочной отрасли, да нет оборотных средств. А без них невозможно оттолкнуться от дна, на котором находятся сельхозпредприятия. Да, средств никогда не будет, если ставку делать только на молоко, которое там балансирует на грани убыточности. Но ведь Глава государства не случайно посоветовал искать новые культуры, чтобы получить деньги. 

В связи с этим вспомнил встречу с руководителем одного хозяйства. Когда он стал директором, на текущую деятельность и выплату зарплаты постоянно приходилось брать кредиты или залезать в долги к переработчикам. В один прекрасный момент он обратил взор на семена трав. Изучил спрос, выяснил, что потенциальных покупателей хоть отбавляй. Арифметика здесь такова: тонну пшеницы можно продать примерно за 300 рублей, семян клевера — 4 тысячи. В первом случае рентабельность 15 процентов, во втором — 500—600. Деньги, как говорят в народе, можно грести лопатой. Что директор и сделал. При минимальных затратах обзавелся оборотными средствами, смог легко платить по старым кредитам, поднял зарплату, вложил средства в развитие животноводства.

Несомненно, государство поддерживало и намерено в дальнейшем всячески поддерживать сельхозпроизводителей. В том числе и в реализации продукции на экспорт. Однако им надо тоже учитывать возможные сложности на внешних рынках, искать дополнительные источники денег за счет существующих внутренних ниш. 

Источник