Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств
и сельскохозяйственных кооперативов России
«Малые формы хозяйствования – стратегия развития и потенциал»
16-17 февраля 2022 г.
г. Москва
В истекшем 2021 году российское фермерство вновь продемонстрировало, что является наиболее динамичным сектором агропромышленного комплекса страны.
Фермеры ежегодно увеличивают свою долю в производстве важнейших видов сельхозпродукции, в том числе зерна, молока, мяса, овощей, активно содействуют в создании новых рабочих мест в сельской местности. Только в 2021 году КФХ увеличили долю производства зерновых до 30,3% от всего урожая зерна, подсолнечника – до 36%. Фермеры уверенно наращивают производство животноводческой продукции, неуклонно обеспечивают рост посевных площадей, которые в настоящее время превышают 25,38 млн. га и составляют 31,6 % от всех посевных площадей.
Крестьянские (фермерские) хозяйства активно участвуют в решении стратегических задач сохранения и развития сельских территорий. Рядом с семейной фермой развиваются личные подсобные хозяйства сельских жителей, создается социально-экономическая инфраструктура, формируются новые рабочие места. И сегодня очевидно, что достижение целевых показателей Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» на уровне не менее 25.3% от общей численности населения России возможно только за счет создания условий для развития малых форм хозяйствования на селе, где фермеры играют ключевую роль.
В настоящее время на селе особое значение приобрели опорные фермеры, которые не только развивают свой бизнес, но оказывают поддержку и услуги значительному количеству личных подсобных и начинающих фермерских хозяйств.
Однако, при столь значимой роли крестьянских (фермерских) хозяйств в последние годы продолжается снижение их численности. Согласно данных Росстата за последние 5 лет количество КФХ снизилось на 48 тысяч и составило 162 379. Это в первую очередь происходит из-за того, что отсутствуют благоприятные условия для развития малого семейного сектора на селе.
Негативное влияние на ситуацию в фермерском секторе оказывают общеэкономические факторы снижения доходности крестьян из-за роста стоимости ресурсов — минеральных удобрений, ГСМ, средств защиты растений, металла, стройматериалов.
Кроме того, сельхозтоваропроизводители недополучают доходы от выращенного и реализованного зерна из-за введенных экспортных пошлин и низкой эффективности компенсационных мер.
В последнее время над фермерскими хозяйствами образовался пул административных и контрольно-надзорных барьеров, связанных в том числе, с внедрением цифровых систем регламентирующих каждое действие фермера (ФГИС «ЗЕРНО», «ЦЕРБЕР», «МЕРКУРИЙ», маркировка продукции). Предъявляемые требования, зачастую, не соразмерны с возможностями хозяйств.
Следующая причина снижения количества крестьянских (фермерских) хозяйств заключается в монополизации крупными производителями продовольственных рынков и ресурсов. Из-за отсутствия справедливой конкурентной среды, в которой фермер как субъект малого предпринимательства имел бы равные возможности доступа к господдержке, к земельным и финансовым ресурсам, технологиям и рынкам сбыта фермеры отказываются от официального статуса КФХ и уходят в ЛПХ. При этом вновь образующиеся семейные фермы даже не могут зарегистрироваться как крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, так как 31 августа 2020 года ФНС России был принят приказ, согласно которому такая категория субъектов гражданских правоотношений «крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица» исключена из гражданского оборота, что противоречит статье 1 п.3. 74 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Принимая во внимание тот факт, что оперативная задача по наращиванию объемов сельхозпроизводства в основном решена, в настоящее время отсутствует необходимость продолжать отдавать предпочтение представителям крупного агробизнеса в предоставлении финансовой поддержки государства. Высвобождающиеся средства целесообразно направлять субъектам малого предпринимательства, фермерским хозяйствам, которые содействуют развитию сельских территорий и обеспечивают занятость местного населения.
Также необходимо создание эффективной системы консультационного сопровождения малых форм хозяйствования на поселенческом и муниципальном уровнях.
В России большое количество сельских семей, уже вовлечённых в производство и реализацию сельхозпродукции — это товарные личные подсобные хозяйства. По данным Росстата, их количество составляет более 2-х миллионов. Согласно анализу ученых и экспертов, при создании определенных условий 500 тысяч таких подворий смогли бы развиваться далее как крестьянские (фермерские) хозяйства. Для наделения таких семей землёй в стране имеется до 30 миллионов гектаров неиспользуемой пашни. Это — значительный резерв в развитии агропромышленного комплекса.
Приоритетными направлениями государственной политики должно стать создание благоприятного экономического поля для доходной деятельности существующих фермерских хозяйств, создания новых семейных ферм, пошагового развития ЛПХ, кооперации малого предпринимательства, в том числе и с крупным бизнесом.
XXXIII Съезд Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов руководствуясь национальными интересами России, в целях развития фермерского уклада и сохранения сельских территорий, повышения доходности малого и среднего бизнеса на селе, снижения на него избыточной административной и контрольно-надзорной нагрузки, повышения эффективности мер государственной поддержки, выделяемой на АПК и комплексное развитие сельских территорий
ПРИНЯЛ РЕШЕНИЯ:
Во взаимодействии с Правительством РФ, Государственной Думой ФС РФ, Советом Федерации ФС РФ, Министерством сельского хозяйства РФ и органами управления АПК регионов, политической партией «Единая Россия» добиваться решения следующих проблем:
1. В целях повышения продовольственной безопасности страны и комплексном развитии сельских территорий:
1. Разработать стратегию развития фермерского сектора с привлечением представителей науки, АККОР и Министерства сельского хозяйства РФ, предполагающую создание условий для перехода крупных товарных личных подсобных хозяйств в семейные крестьянские (фермерские) хозяйства;
2. Федеральным и региональным органам власти повысить уровень вовлечения представителей фермерских организаций и объединений – членов АККОР в процессы планирования и реализации мероприятий, направленных на поддержку малых форм хозяйствования на селе и развитие сельских территорий, в том числе привлекать АККОР в качестве эксперта при разработке условий получения государственной поддержки субъектами малого предпринимательства, в том числе фермерами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;
3. Создать с участием АККОР федеральный центр компетенции по развитию и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования, который обеспечит взаимодействие на федеральном уровне действующих региональных центров компетенций с организациями фермерского самоуправления, научным, образовательным и экспертным сообществом;
4. Восстановить форму регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица;
5. Восстановить передачу «Сельский час» на государственных телеканалах в целях повышения престижности крестьянского труда, популяризации фермерского уклада ведения сельского хозяйства, а также тиражирования традиционных семейных ценностей среди широких масс населения.
2. В целях снижения диспаритета цен на сельхозпродукцию и средства производства:
1. Выработать эффективный механизм ценообразования на зерновые культуры, позволяющий сельхозтоваропроизводителям сохранять доходность и осуществлять инвестиции в сельскохозяйственное производство;
2. Отменить экспортную пошлину на зерно;
3. Снизить тарифы на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей, обеспечив равные тарифы, как для промышленных предприятий, так и для сельскохозяйственных;
4. Разработать и применять меры государственного регулирования и контроля за ценами на минеральные удобрения, средства защиты растений, ГСМ, газ, металл, рост которых не должен превышать годовой уровень инфляции.
3. В целях снятия избыточных административных и контрольно-надзорных барьеров для малых форм хозяйствования на селе:
1. Внести поправки в ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», предполагающие снижение санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – субъектам малого предпринимательства, используемым незначительные объемы пестицидов и агрохимикатов, при хранении, применении и транспортировке;
2. Отложить сроки обязательной регистрации субъектов малого предпринимательства в ФГИС прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов до внесения поправок в соответствующий закон;
3. Наложить мораторий на штрафование субъектов малого предпринимательства, связанное с использованием ФГИС «ЦЕРБЕР»;
4. Отменить для сельхозтоваропроизводителей имеющих до 500 гектаров посевных площадей внедрение системы ФГИС «Зерно», с обязательным внесением данных о зерне при приемке, отгрузке, перевозке и реализации зерна с оформлением СДИЗ (товаросопроводительных документов на зерно или продуктов его переработки);
5. Снизить административную нагрузку на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств со стороны Россельхознадзора, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, изменив действующий порядок проверок на заявительный;
6. В целях правового ограждения фермерских хозяйств от штрафов, связанных с проездом негабаритной сельскохозяйственной техники по автомобильным дорогам общего назначения отменить необходимость получения разрешения на каждый маршрут на каждую единицу техники, утвердить допустимые маршруты, а также разрешить проезд прицепной техники;
7. Отнести производственные объекты КФХ и СПоК к объектам, относящимся к четвертой категории опасности, что освободит их от паспортизации и определения допустимых выбросов и сбросов;
8. Выделить навоз в группу «органические отходы-побочный продукт жизнедеятельности животных и птиц». Разрешить субъектам малого предпринимательства использование навоза без дополнительного регулирования отходов в качестве удобрений, согласно установленных норм с учетом имеющейся земельной площади;
9. Сократить срок изготовления карантинных и ветеринарных свидетельств до 3-х рабочих дней, отменить адресность справок относительно конкретного покупателя. Справки должны быть обезличены и привязаны только к конкретной продукции;
10. Освободить от маркировки продукцию, реализуемую фермерами самостоятельно на собственных землях;
11. Сократить требования к пожарной безопасности семейных ферм, ограничив их обязанностью по строительству пожарного водоема и установкой передвижной пожарной мотопомпы соответствующей мощности;
12. Разработать типовые проекты согласования ведения деятельности на земельных участках сельскохозяйственного назначения в водоохранной зоне;
13. Вывести сельскохозяйственные потребительские и производственные кооперативы из под двойного налогообложения.
4. В целях повышения доступности государственной поддержки, в том числе льготных кредитов для малых форм хозяйствования на селе:
1. В условиях получения государственной поддержки, выделяемой на гектар обрабатываемых площадей, отменить излишние связывающие требования. Субсидии должны предоставляться только при наличии справки – отчета по убранным площадям за прошедший год и заявления на получение субсидий;
2. Поднять размер несвязанной поддержки на 1 га, увеличив с этой целью объем средств, выделяемых на финансирование данного направления. Предусмотреть в правилах оформления субсидий принцип авансирования затрат, который позволит использовать средства поддержки на проведение сезонно-полевых работ;
3. Ввести при расчете субсидий на гектар повышающий коэффициент 1,2-1,5, применяемый для субъектов РФ, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного характера;
4. Закрепить в направлениях государственной поддержки, объединенных в стимулирующую субсидию, долю средств на грантовую поддержку малых форм хозяйствования в размере не менее 20%;
5. Предусмотреть сокращение требований, являющихся основанием для проверок грантополучателей со стороны органов прокуратуры. В целях сохранения кооперативов и КФХ, получивших гранты, но не успевших вывести их на запланированные показатели, предоставить возможность автоматического продления срока реализации проектов грант получателям 2019 года и последующих лет еще на 1 год заявительным порядком в адрес уполномоченного органа (в УСХ области). Внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 года № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;
6. Во всех направлениях господдержки выделить долю малых форм хозяйствования отдельной строкой пропорционально объемам производства данного сектора с учетом задачи количественного увеличения сектора МФХ;
7. На базе имеющегося опыта в Краснодарском крае и Республике Саха (Якутия) разработать программу развития опорных фермеров– крестьянских (фермерских) хозяйств, оказывающих услуги личным подсобным хозяйствам граждан и/или малым фермерам, выполняющих роль интеграторов, обеспечивающих гарантированную занятость и доходы сельскому населению;
8. Сделать доступным участие крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, ведущих сельскохозяйственное производство, в программе научно-технического развития селекции и семеноводства картофеля;
9. Выделить гранты семеноводческим фермерским хозяйствам для строительства семенных хранилищ, приобретения техники и оборудования для возделывания и уборки семенных посадок;
10. При страховании сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой предусмотреть ответственность страховых компаний при отказе возмещать ущерб по страховым полисам без обоснованной причины;
11. Оптимизировать кредитные продукты коммерческих банков для участников грантовых программ поддержки, сняв излишние требования к крестьянским (фермерским) хозяйствам;
12. Для всех кредитных продуктов, предназначенных малым формам хозяйствования установить регламентирующий пакет документов;
13. Предусмотреть при реализации сельской ипотеки возможность строительства жилья хозспособом согласно индивидуального проекта.
14. Развивать систему микрофинансовых институтов с государственным участием для малых форм хозяйствования на селе. Предусмотреть субсидирование процентной ставки в рамках Постановления Правительства РФ №1528 по кредитам, полученным малыми формами хозяйствования в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах.
5. Для повышения доступности земельных ресурсов для КФХ и создания условий для эффективного землепользования:
5.1. Снять барьеры, возникающие на региональном уровне в связи с применением ФЗ №299 «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления возможности размещения жилого дома, предназначенного для проживания членов КФХ на земельном участке сельскохозяйственного назначения, входящего в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства).
5.2. Внести изменения в Федеральный закон №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предоставив право получения земельных участков без торгов крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим свою деятельность не менее одного года и члены которых проживают в сельской местности;
5.3. Внести в Земельный кодекс РФ поправки, не позволяющие предоставлять земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в субаренду;
4. Внести изменения в Приказ Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», уточнив расшифровку кодов 1.1 – 1.6 Классификатора ВРИ, относящихся к растениеводству, закрепив возможность размещения зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, добавив возможность возведения и эксплуатации хозяйственных построек на земельных участках с видом разрешенного использования «растениеводство» (1.1 – 1.6).
5. Предоставить право главам КФХ передавать прямым наследникам право пожизненного владения земельными участками.
6. Для обеспечения доступности рынков сбыта фермерским хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам
1. Предусмотреть в федеральном законодательстве предоставление фермерам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам преимущественного права поставок произведенной ими продукции в магазины торговых сетей, расположенные в субъекте РФ, где фермер осуществляет свою производственную деятельность;
2. Предусмотреть в законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» запрет на установление штрафов торговыми сетями малым формам хозяйствования;
3. Законодательно ограничить торговые наценки на значимые продукты питания.
4. В регионах создать условия по представлению земельных участков для развития малоформатной (нестационарной) торговли путем предоставления на льготных условиях земельных участков и помещений под торговые объекты крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным кооперативам.
7. В целях кадрового и информационно-консультационного обеспечения развития малых форм хозяйствования на селе:
1. Включить в учебные планы и программы учебных заведений сельскохозяйственного профиля спецкурсы по ведению малого бизнеса на селе;
2. Вернуть в средние школы профориентацию. Обеспечить в сельских школах возможность для ведения агроклассов с выдачей по завершению обучения в них свидетельств государственного образца на приобретенные профессии (тракторист-машинист, водитель и т.д.);
3. Создать отдельную федеральную программу по привлечению молодых специалистов в село по аналогии с программой «Земский доктор», куда будут включены основные меры поддержки: «подъемные», помощь в приобретении жилья и так далее;
4. Предоставить возможность прохождения практических занятий студентам в производственных предприятиях соответствующего профиля обучения (ИП, КФХ, ООО, СПК) на основе договорных обязательств (соглашений) с образовательными учреждениями.
8. В целях комплексного развития сельских территорий, повышения доходности сельских жителей:
1. Увеличить объем финансирования государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», предусмотреть в ней направления обеспечения транспортной и инженерной инфраструктурой домов фермеров, построенных на собственных сельхозземлях;
2. Продлить срок действия льготного сельского ипотечного кредитования до 2030 года и упростить условия выдачи ипотеки на строительство частного дома, а также на приобретение земельного участка для строительства;
3. Увязать льготную сельскую ипотеку с ведомственными проектами «Содействие занятости сельского населения», «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях», «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях», «Благоустройство сельских территорий»;
4. Внести изменения в федеральное и региональное законодательство, предусматривающие перечисление 50 % НДФЛ оплаченного жителями сельского поселения в те же поселения, где данный НДФЛ удержан;
5. Признать стаж фермеров и работников крестьянских (фермерских) хозяйств в период 1991-2002 г.г. при расчете пенсий по записям в трудовых книжках;
6. Предусмотреть право получения 25%-й надбавки от суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии всем гражданам, чей стаж работы в сельском хозяйстве превышает 30 лет;
7. Снизить региональные ограничения при строительстве фермерами индивидуального жилья на собственных землях сельскохозяйственного назначения.
Руководству Ассоциации направить Решение XXXIII Cъезда АККОР Правительству РФ, Государственной Думе ФС РФ, Совету Федерации ФС РФ, Минсельхозу России, региональным органам власти субъектов РФ, в ВПП «Единая Россия», заинтересованным министерствам и ведомствам для использования его положений при принятии соответствующих решений по вопросам совершенствования АПК, развития аграрной экономики и сельских территорий.
От имени XXXIII Съезда АККОР обратиться к Президенту РФ В.В. Путину с предложением рассмотреть вопрос снятия ограничений, возникающих на региональном уровне в связи с применением ФЗ от 2.07.2021 № 299 «О внесении изменений в статью 77 земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установления возможности размещения жилого дома, предназначенного для проживания членов КФХ на земельном участке сельскохозяйственного назначения, входящего в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.