Правительство Беларуси предлагает серьезную корректировку законодательства в сфере земельных отношений. Соответствующие вопросы были вынесены на совещание у Президента Беларуси Александра ЛУКАШЕНКО, прошедшее 15 февраля.
Первое, что интересовало А. Лукашенко, – в чем конкретно заключается необходимость совершенствования сложившихся в Беларуси земельных отношений. «Что надо еще добавить, чтобы было лучше? И, как всегда, я задаю вопрос: ко времени эти нововведения, которые предлагаются, нужны ли они вообще и кому нужны? – поставил вопрос белорусский лидер. – Обратите внимание: крестьянам, людям, которые исторически жили на этих землях, или кому-то, кто прихватил здесь, прикупил по невысоким ценам (цена на землю сейчас растет) кусочки возле Минска, внутри кольцевой дороги и сегодня хочет, как вы пишете, свободно распоряжаться этой землей?».
По словам главы государства, в том числе речь идет о том, чтобы передать ряд существенных полномочий главы государства на уровень ниже. Так, для строительства частных домов предлагается разрешить выделять участки площадью до 1 гектара. «Хотелось бы, чтобы губернаторы включились и сказали: у нас достаточно земельных ресурсов, чтобы, не уничтожая леса, наделить желающих аж до одного гектара. По-моему, мы сегодня и по 6-10 соток не можем обеспечить желающих (там, где они хотят, по крайней мере). Поэтому хотелось бы услышать ответ на этот вопрос», – сказал А. Лукашенко.
В числе возможных предлагаемых новаций – и расширение возможностей по узакониванию самовольно занятых участков, изменению целевого назначения участка до завершения строительства. В этой части Президент также поставил ряд вопросов, ведь в настоящее время узаконить самовольно занятые участки практически невозможно. Либо может возникнуть ситуация, когда человек берет землю для строительства дома и занятия сельским хозяйством, а потом захотел использовать этот участок совсем под другие цели. «Ну тогда чем ты вчера думал, когда просил эту землю?» – задал риторический вопрос глава государства.
Кроме того, Совет Министров считает, что настало время разрешить свободное распоряжение участками, полученными в том числе на льготных условиях. «…Кому выгодны вот такие новации и изменения? Я пока ничего не опровергаю. Я задаю вопросы. Притом в такой более жесткой форме», – сказал Президент.
Как докладывают главе государства, однозначного мнения по проекту указа пока нет. Есть серьезные опасения, что его положения создадут лазейки для злоупотреблений, спекуляций и просто несправедливой торговли землей. «Не получится ли, что мы откроем возможности для тех, кто накопил капитал разными путями и способами и сейчас выкупит самые лучшие земли страны, а большинство граждан окажется не у дел? Те, кто действительно на земле всегда был. Действительно ли проект указа решает проблемы, волнующие большую часть белорусов?» – поинтересовался белорусский лидер.
По словам А. Лукашенко, например, если позволяют размеры участка, то можно разрешить строить там второй жилой дом: «Таких случаев было немало. И в Брестской области, я помню, мы принимали решения. Когда живут родители, у него полгектара, сын хочет что-то там построить – невозможно. Пришлось принимать подобные решения. Вот тут вопрос есть. Этот вопрос надо решать. Если достаточно земельного участка, родители живут и сын или дочь хочет построить дом или пристройку какую-то сделать. Вполне. Это его участок».
А. Лукашенко напомнил, что его требование было не в том, чтобы под Минском выросли новые города и образовалась мегаагломерация с населением под треть государства: «Я поручал продумать стимулирующие механизмы, чтобы рассредоточить людей по стране, – подчеркнул он. – Может, где-то под Смоленском (речь о территории Беларуси вблизи границы с Россией недалеко от города Смоленска. – Прим. БЕЛТА) и надо по дешевке продать участок и бесплатно передать. И таких земель у нас предостаточно».
«У нас достаточно таких вот деревенек дальних, хуторов и просто красивых мест за 150-200 километров от крупных городов, которые осваивались и осваиваются людьми. И они имели там свой уголок, приводили его в порядок, были хозяевами на собственной земле», – отметил глава государства.
А. Лукашенко напомнил, что в стране уже есть успешный опыт развития поселков городского типа и территорий вокруг них, и там есть много участков, которые можно отдать людям. «Вот для нас что сегодня важно. Это все распределить», – подчеркнул белорусский лидер.
Более того, участки, которые можно было бы вовлечь в оборот, есть и в непосредственной близости к Минску, если по-хозяйски подойти к вопросу. Порой такие участки менее удобны для строительства и требуют дополнительных вложений. «А у нас что, мало богатых людей? Только предложи и покажи. Он придет, купит, и еще в два раза дороже заплатит, — заметил глава государства. – Поэтому надо распределить и занять участки земель, которые сегодня не вовлечены в оборот, где есть подъезд, дорога. Даже к самому маленькому хутору хоть какая-то полевая дорога есть. А что туда подведено электричество – 100%. Потому что там жили люди. Там запросто для того, чтобы послушать тишину и подышать свежим воздухом, любой богатый человек может купить этот хуторок».
Вторая задача, которая ставилась Президентом, – это упрощение тех процедур, где практика жизни показала, что от них можно отказаться, либо где административные барьеры и бюрократия стали чрезмерными. Например, как недавно было принято решение в части продажи пустующих домов на селе.
В целом А. Лукашенко обратил внимание, что сфера земельных отношений и возможные изменения в этой области – это не простая тема. «Если мы не с той стороны за нее возьмемся, получим такую оплеуху от народа… И заслуженную, – заметил он. – Я просто заостряю вопросы, проблемы. Потому что серьезный вопрос, и мне принимать решение».
«Наш принцип – подходить ко всем изменениям взвешенно. Предоставление земельных участков должно не столько приносить государству экономическую выгоду, сколько отвечать ожиданиям населения и реально решать его проблемы. Земля – национальное достояние и важнейший ресурс. Нам надо не только использовать ее рационально, но и сохранить для будущих поколений. Поэтому земли сельхозназначения и лесного назначения находятся и будут находиться только в собственности государства», – подчеркнул Президент.
ИТОГО…
Президент Беларуси в целом поддержал предложенные правительством новации в сфере земельных отношений. Но поручил ряд из них доработать и внести поправки в законодательство не указом Президента, а путем поправок в Земельный кодекс. Об этих и других итогах совещания у главы государства по вопросам совершенствования земельных отношений рассказал журналистам первый вице-премьер Николай СНОПКОВ, сообщило БЕЛТА.
Президентом определены сохранение существующих принципов земельных отношений в стране, обеспечение их в дальнейшем. То есть за Президентом останутся вопросы распоряжения землями сельскохозяйственного назначения, пашни, леса. Полномочия по другим землям должны быть отданы местным органам власти.
«Президент поручил еще раз вернуться к обсуждению основных новаций указа, чтобы выполнить целевую задачу, поставленную перед правительством в рамках совещания, – все предложения должны на 100% отвечать ожиданиям людей, быть востребованы простым человеком. Ни в коем случае не позволять спекуляций с земельными участками, – подчеркнул Н. Снопков. – Вероятнее всего, мы еще раз внимательно поизучаем, экстраполируем эти нормы на реальную ситуацию в районах с тем, чтобы обеспечить поручения Президента о том, что это действительно должно быть ожидаемо людьми, положительно воспринято. Вероятнее всего, это будет имплементировано в Земельный кодекс».
Изначально правительство предлагало расширить полномочия местных органов власти по решению земельных вопросов, за исключением Минска и областных центров, исходя из того, что там не стоит остро проблема развития территорий. «Мы все-таки делали акцент на сельских территориях. Но Президент отметил, что и на эти территории (Минск, областные центры и прилегающие к ним районы. – Прим. БЕЛТА) эти нормы (заложенные в проект указа. – Прим. БЕЛТА) могут распространяться по решению местных органов власти. То есть Президент еще большие полномочия в вопросах совершенствования земельных отношений дал местным органам власти, оставив за собой фундаментальные вопросы общественного устройства нашего государства, госсобственности на сельхозугодия и лесные массивы», – сказал Н. Снопков.
Какие же вопросы предлагается передать на уровень местных властей? Например, определение размера участка в сельских населенных пунктах. Сейчас это до 25 соток для строительства и обслуживания жилого дома. Правительство предлагало увеличить его до 1 га, а Президент – пойти еще дальше и при необходимости выделять и более 1 га.
Предлагается более гибкий и вариативный подход к целевому использованию земельного участка, включая трансформацию территории для строительства и обслуживания жилого дома в площади для ведения личного подсобного хозяйства и наоборот.
Предусматривается возможность дробления участков, чтобы у людей была возможность, например, построить дом на участке рядом с родителями, детьми. Планируется разрешить размещение нестационарных объектов без оформления отвода земли (речь об объектах без фундамента, например, ларьках, временных сооружениях).
Очень ожидаемо изменение относительно оформления участков садовых товариществ. Предусматривается норма, которая разрешит их узаконить по фактическому пользованию без внесения изменений в проект застройки.
Актуально для многих и решение проблемного вопроса по оформлению территорий, занятых гражданами вне границ предоставленного участка. Правительство предложило четко разграничить «самовольное занятие земельного участка» (то есть фактически его захват) и несоблюдение границ выделенного земельного участка. Во втором случае предлагалось узаконить фактически используемый участок, если нарушения составляют до 10% от существующей территории. Однако глава государства предложил не ограничиваться 10%, а исходить из ситуации и оставить этот вопрос на усмотрение местных органов власти, если, конечно, не нарушены в целом градостроительные нормы и не задеты границы чужого участка.
Фото БЕЛТА